МАОУ "Мариинская СОШ №3" г. Томска
г. Томск
  • Наставничество

    Работа с молодыми специалистами, а также с вновь прибывшими педагогами в нашей школе традиционно является одной из самых важных составляющих методической работы.

    Профессиональная адаптация педагога в нашем понимании - это процесс активного приспособления личности к новым условиям труда, вхождения его в систему многосторонней деятельности, общения и установление взаимоотношений с педагогическим, родительским, ученическим коллективами. Профессиональная адаптация зависит не только от приобретения знаний и сформированности профессиональных умений и навыков, но и от наличия профессионально значимых личностных качеств. Успешное становление учителя в личностном и профессиональном плане происходит, когда он приступает к самостоятельной работе.

    Молодой учитель, начинающий свою педагогическую деятельность в школе, нередко теряется. Знаний, полученных в вузе, достаточно, но школьная практика показывает, что начинающим учителям не хватает педагогического опыта. Сложности вызывают вопросы дисциплины и порядка на уроке, методический аспект урока, оформление документации, осуществление классного руководства.

    Специфические особенности учительского труда и профессиональные возможности каждого учителя, отсутствие опыта, разрыв между знаниями и умениями приводят к разнообразным трудностям в период адаптации. Как следствие происходит не всегда оправданный отток молодых учителей, не нашедших себя в выбранной профессии. Поэтому молодым учителям нужна постоянная методическая помощь. От рационального распределения приоритетов в работе с начинающими педагогами зависит эффективность процесса профессиональной адаптации. 

    Цель работы с молодыми и вновь прибывшими педагогами: создание в ОУ условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
     

    Задачи:
    1. Создать условия для профессиональной адаптации молодых и вновь прибывших учителей в коллективе.
    2. Выявить затруднения в профессиональной практике и принять меры по их предупреждению в дальнейшей работе.
    3. Обеспечить постепенное вовлечение молодых и вновь прибывших учителей во все сферы школьной жизни.
    4. Включить учителей в самообразовательную и исследовательскую деятельность.
    5. Способствовать формированию творческой индивидуальности молодого учителя.
    6. Развивать профессиональное мышление и готовность к инновационным преобразованиям.

    Обучение молодых специалистов ведется через:
    1. обучение педагога на рабочем месте, практика наставничества, участие в работе педагогических объединений, реализация "Школы молодого специалиста";
    2. самообразование – самостоятельное изучение образовательной программы, работа по плану саморазвития;
    3. обучение на курсах повышения квалификации;
    4. организация методического сопровождения деятельности молодых специалистов.

    Нормативные документы

    • Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
    • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
    • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.02.2023 г. № 399-р 
    • Распоряжение Министерства Просвещения Российской Федерации от 25.12.2019 г № 145-р «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между учащимися»
    • Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование» (утверждён президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 г. № 16)
    • Региональный проект «Современная школа»
    • Региональный проект «Успех каждого ребенка»
    • Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 19.11.2020 г. № 947-р «Об утверждении региональной программы «Развитие наставничества в системе общего образования Томской области на 2020-2024 годы»»
    • Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 27.05.2020 г. № 420-р «О внедрении и реализации в Томской области методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между учащимися»
    • Приказ ОГБУ «РЦРО» от 23.11.2020 г. № 331/1 «Об утверждении дорожной карты реализации региональной программы «Развитие наставничества в системе общего образования Томской области на 2020-2024 годы»
    • Письмо ОГБУ «РЦРО» от 18.06.2021 г. № 647 «О направлении методических рекомендаций»

    Документы

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике